121596, г. Москва, ул.Горбунова, д.8, стр.1
пн - пт с 09:00 до 19:00
+7 (925) 507-54-25
+7 (916) 510-58-58
Заказать звонок

СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ВПРЫСКА ГАЗА IV ПОКОЛЕНИЯ С ФУНКЦИЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С EOBD

 Европейская бортовая диагностическая система, EOBD (European On Board Diagnostic), и американская версия OBD–II это, образно говоря, служба собственной безопасности двигателя. На всех современных бензиновых и дизельных двигателях она постоянно опрашивает и контролирует технические параметры, процессы, функции, элементы, датчики силовых агрегатов, обеспечивая на базе такого мониторинга коррекцию необходимых факторов для поддержания заданных производителем и законодательством показателей автомобиля на определенном пробеге. EOBD также информирует водителя и специалистов о возникших неисправностях. EOBD появилась на бензиновых автомобилях с переходом на экологический класс Евро-3 а затем на Евро-4, Евро-5 и Евро-6 она развивает и совершенствует более ранние системы, она позволила унифицировать и расширить диагностику (оперативный мониторинг) в эксплуатации, включая экологическую безопасность.

 По сравнению с предыдущими системами, диагностики EOBD стала значительно шире контролировать параметры и это, одновременно с повышением экологического класса, приводит к увеличению чувствительности бортовой диагностики. Благодаря этой чувствительности EOBD обнаруживает некорректные вмешательства и настройки, которые могут возникнуть при настройке и эксплуатации газовых систем питания IV поколения. Для решения этой задачи используются газовые электронные блоки управления (ЭБУ) с функцией взаимодействия с ЕOBD (блоки OBD).

В двигателе, на который будет установлено газовое оборудование IV поколения, бензин впрыскивается по характеристике, представленной на рис 1.

Рис. 1. Характеристики базового времени впрыска при работе на бензине и коррекции топливного баланса

 На этом примере красные вертикальные стрелки — базовое время впрыска при работе на бензине. Они образуют сложную поверхность, которую называют также топливной картой. Она сохраняется (зашита) в постоянной памяти бензинового блока управления. К этому времени впрыска добавляется еще одна составляющая, которая показана синими двухсторонними стрелками. Эта составляющая — коррекции топливного баланса, в отличие от базового времени постоянно изменяется в зависимости от условий работы и технического состояния двигателя, например, загрязнения бензиновых форсунок, зазора в клапанах ухудшение качества бензина и другие. Поправочный коэффициент легко считывается тестером OBD. На рисунках 2 и 3 тестер OBD и его дисплей с показаниями коррекции: Bal.top.1 S.T. B1 и Bal.top.1 L.T. B1 (показаны зелеными стрелками). Bal.top.1 S.T. B1 это мгновенный (S.T.) показатель коррекции, а Bal.top.1 L.T. B1 – накопленный, средний показатель на этом режиме (L.T.) за некоторый промежуток времени работы двигателя. На различных тестерах эти обозначения могут быть иными.

 При настройке газового оборудования с обычными блоками (без OBD) используют сумму базового времени впрыска бензина и коррекции (красную стрелку и синюю). Чтобы дополнительно более точно настроить газовую систему надо отдельно сканировать коррекцию (синяя стрелка) тестером OBD (рис 2, 3).

Рис 2, 3. Тестер OBD и его дисплей с показаниями коррекций

 В системах впрыска газа с блоками OBD  информация о коррекции – поступает непосредственно в газовый ЭБУ  и таким образом при настройке не нужен тестер. Показатели коррекции в системе управления двигателя и автомобиля передаются одновременно со многими другими данными от бензинового ЭБУ  по шине линии CAN или К-LIN в виде цифрового сигнала на 16 штырьковый диагностический разъем DLC (OBD). В остальном система имеет все элементы, как и обычная система впрыска газа IV поколения без OBD, и для управления используется также базовое времени впрыска бензина.

Компания  DIGITRONIC широко использует блоки с OBD (рис.4):

Рис.4. Комплект DIGITRONIC IQ

 При работе на бензине и при работе на газе в одинаковых режимах бензиновый ЭБУ должен рассчитать близкое время впрыска. Если настройка газовой системы проведена правильно, то разница времени впрыска бензина минимальна и не должна превышать 0,5 мс. Но на современных автомобилях оснащенных EOBD или OBD –II (OBD) с двигателями Евро-4, Евро-5 и Евро-6 автомобилях этого показателя не достаточно для точной и качественной настройки. Здесь приоритет имеет более оперативный и точный показатель — коррекция топливного баланса, который считывается с диагностического разъема DLC. Значительное отклонение коррекции OBD фиксирует как ошибку с индикацией кода ошибки (включение лампы CHECK ENGINE или MIL).

 Настройка, направленная на доведение этих отклонений до допустимого минимума, который при работе бензинового двигателя Евро 5 и Евро 6 составляет 1-2 %, повысит качество езды на газе.

Опыт настройки газовых систем IV поколения с OBD показывает, что расход топлива снижается по сравнению с обычными системами IV поколения на 5-10%, улучшается динамика. На ряде автомобилей только OBD позволяет эксплуатировать на газе без включения CHECK ENGINE или MIL).