Настройка системы впрыска газа

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ВВОД ДАННЫХ,

НАСТРОЙКА И ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ ВПРЫСКА ГАЗА

Газовые электронные блоки управления (ЭБУ) по специальным программам управляют впрыском газа в двигатель. Этот блок рассчитывает требуемое время впрыска на основании алгоритма и поступающих в него данных. Познакомимся с основными этапами настройки на примере алгоритма Tech программы LPG Tech Gas Setting.

Чтобы начать программирование в LPG Tech Gas Setting требуется:

1 – подключить компьютер к газовому ЭБУ при помощи интерфейсного кабеля (рис. 1) или через адаптер Bluetooth с помощью передатчика Blue TECH

Рис.1. Подключение компьютера к диагностическому разъему газовой системы питания при помощи интерфейсного кабеля

2 - запустить диагностическую программу LPG Tech Gas Setting, которая предварительно устанавливается с сайта или диска на компьютер;

3 - После нажатия на ярлык, расположенный на рабочем столе включается автоматический поиск порта и подключение контроллера с компьютером. В момент подключения на экране появится изображение (рис. 2)

Рис. 2. Идет подключение к компьютеру

Одновременно сразу после подключения в правой части окна появятся текущие актуальные показатели с датчиков и форсунок, установленных на двигателе. Эти данные отображаются в любом из окон меню программы.

Рис. 3. Панель «Настройки» ее верхние линейки и боковые вкладки

При первом подключении появится раздел меню - панель «Настройки» (рис. 3). В двух верхних линейках этой панели отображается все меню программы в виде полей списка. На первой верхней линейке подробные сведения о программе и контроллере, состояние и управление подключения к ЭБУ, переключение языка, инструменты управления цветом символов, линий и другие вспомогательные функции. На второй линейке в полях списка разделы программы: Данные автомобиля, Настройки, Калибровка, Осциллограф, Карта, OBD, Контроллер, Finnware (программное обеспечение).

В процессе настройки и дальнейших работ по диагностике и техническому обслуживанию необходимо последовательно выполнить ряд операций, которые активируются с помощью нажатия требуемого поля списка в меню.

Предварительно надо ввести в раздел «Данные автомобиля» ряд сведений, которые позволяют в течении всего периода эксплуатации контролировать данный авто.

Затем в разделе «Настройки» выполняются ввод исходных данных, корректировка необходимых параметров.

Рис. 4. Четыре группы полей списка раздела «Настройки».

Раздел «Настройки» имеет четыре группы полей списка выделенных красным на рис. 4. В первой группе «Настройки автомобиля» (поз. 1) в соответствующих полях списка выбираются и заносятся сведения о двигателе. Во втором - «Конфигурация газовой установки» (поз. 2) в полях списка надо правильно выбрать вид газового топлива (метан или пропан-бутан), управляющий алгоритм, модель газовых форсунок и другие. В третьем блоке «Переключение на газ» (поз. 3) надо задать режимы и параметры двигателя, при которых он автоматически переключится с бензина на газ.

В четвертой группе «Переключение на бензин» (поз. 4) выбирают режимы и параметры двигателя при которых он автоматически будет переключатся с газа на бензин и обратно для улучшения динамических свойств на заданных настройщиком режимах.

Затем запустите двигатель на бензине. Переключатель Безин-газ должен находится в положении бензин. В таблице с права внизу должны отображаться величины времени впрыска всех бензиновых форсунок. Нажмите в меню поле «Калибровка»

Рис. 5. «Калибровка».

Появится окно раздела «Калибровка» (рис. 5). Калибровка выполняется на минимальных оборотах холостого хода на прогретом до 50 0C двигателе. Благодаря автоматическому сравнению параметров работы двигателя на бензине и на газе калибровка, позволяет выполнить предварительную автоматическую настройку, оптимальных для данного двигателя коэффициентов для пересчета бензинового времени впрыска в газовое. Обратим внимание это только для холостого хода. Процесс калибровки контролируется по информации, отображающей текущие параметры двигателя, как на бензине, так и на газе.

Теперь переходим к главному, заключительному этапу - окончательной настройке, в котором необходимо получить коэффициенты пересчета бензинового времени в газовое на всем диапазоне нагрузок. Чтобы оценивать, производить сравнение и корректировать это надо получить время впрыска бензина на бензине и на газе .

В разделе «Карта» эти параметры в координатах оборотов и нагрузки представлены в различных формах: в виде двух (2D) и трехмерных (3D) зависимостей и других (см. рис. 6). В этих формах выполняется одно и тоже - сравнивается время впрыска во время работы на бензине и во время работы на газе. Если на газе все в порядке коррекции будут близки.

Рис. 6. Линейка различных форм информации сравнения времен впрыска бензина.

Итак, включаем поле списка «Карта» и выбираем «Таблица»

Рис 7. « Таблица» в момент начала накатки карты времени впрыска бензина.

«Таблица» наиболее точная и информативная форма представления данных из всех имеющихся в программе, по этому расскажем о принципе настройки используя ее (рис. 7).

Основная информация таблицы:

  • столбцы частоты вращения КВ двигателя (число оборотов, RPM) c шагом 300 мин–1 (поз. 1); строки, в левой части которых указана примерная нагрузка (поз. 2);
  • на пересечении строк и столбцов образуются ячейки (поля), в которых отображается цифровой показатель - время впрыска бензина при работе на бензине или время впрыска бензина при работе на газе. (поз. 5). Во время настройки по полям таблицы перемещается «флажок» прямоугольной формы, точно указывающий текущий режим работы двигателя (поз 4).

В нижней части под таблицей одновременно автоматически строятся столбцы гистограммы (поз. 6,7), показывающей уровень состава топливно-воздушной смеси (богатая или бедная) при различных значениях времени впрыска.

Рис. 8 Таблица карты времени впрыска бензина.

Сначала накатываем в движении автомобиля на различных режимах карту времена впрыска бензина на бензине. Примерно за 5-10 минут в зависимости от дорожных условий собираем в ячейках таблицы цифры времени впрыска. Достаточно собрать их в зоне обозначенной красной рамкой (поз. 1, Рис. 8). чтобы перейти к настройке на газе. Действительно на гистограмме у нас уже имеются времена впрыска практически во всем диапазоне от 2 до 14 мс (поз. 2)

Теперь надо накатать карту при работе на газе. Обратим внимание, что это не время впрыска газа, а время впрыска бензина при работе на газе (рис 9).

Рис. 9. Таблица карты времени впрыска бензина при работе на газе.

Одновременно с накаткой этой карты рассчитывается карта разницы времени впрыска бензина (рис. 10) и времени впрыска бензина на газе. Если карты правильно накатаны, то разница в ячейках минимальна и не должна превышать 0,5. А ели нет, значит на газе что то не правильно настроено, подобраны неправильно например жиклеры газовых форсунок. Скорректировать это можно двумя регуляторами (движками), которые находятся с права (поз. 7,8).

Рис. 10. Таблица карты разницы времени впрыска бензина при работе на бензине и на газе.

Верхний движок для основных нагрузок (поз. 7), а нижний для режимов минимальных оборотов холостого хода (поз. 8). Так же на рис. 10 представлена в качестве примера типичная задача – в одной из ячеек разница превышает норму (0,5) и составляет 1,8 (поз. 4). Это также видно и на гистограмме в столбце окрашенным в красный цвет (поз. 5). Чтобы устранить это надо перемещая движок (поз. 7) вниз как указано красной стрелкой, обеднить смесь на режиме, показанном на гистограмме (поз. 5). На сколько делений опустить движок? Надо величину обогащения (в поз. 5) +1 поделить на время впрыска в этом режиме - 16 мс.

1: 16 = 0,06

Движок опускаем на величину 0,06 до значения его индикатора 1 – 0,06 = 0,94 (поз. 6). При этом надо не забыть перейти на режим движения, который соответствует ячейке с цифрой, которую мы собираемся исправлять. В нашем случае надо чтобы флажок режима попал в ячейку с цифрой 1,8 (поз. 3). Через несколько секунд цифра 1,8 уменьшится до нормы. Программа автоматически найдет и другие ячейки, в которых имеются меньшие отклонения и одновременно исправит их при условии, что во время накатки автомобиль будет ехать на требуемых для исправления режимах. Чтобы ускорить процесс лучше будет удалить всю накатанную карту на газе и собрать новую. Для удаления карты нажать «Удалить карту газа» (поз. 1).

Встречаются случаи, когда в отдельной ячейке еще не накатана разница (поз. 3). Это видно и по отсутствию столбцов в этой зоне (поз. 3 и далее отмечено красной стрелкой). Нужно включить карту бензинового времени на бензине (рис. 8) и проверить накатано ли в этой ячейке время впрыска. Если накатано, затем путем изменения режима движения накатать время впрыска бензина при работе на газе в этой ячейке. Через несколько секунд в ячейке (рис. 10 поз. 3) появится величина разницы.

После сбора минимальной информации в карте уже можно передать автомобиль клиенту. Процесс накатки будет продолжаться дальше автоматически не заметно для водителя .

По мере эксплуатации автомобиля на различных режимах в картах впрыска бензина при работе на бензине и на газе будет заполнено большинство ячеек.

На рис. 11 представлена такая карта. Только на самых высокофорсированных режимах, которые не удается накатать в городских условиях могут встретится незначительные отклонения состава смеси. (поз. 1, 2 ) Обратите внимание остальные ячейки имеют зеленый фон, что свидетельствует о 100 % сборе информации в них.

Рис. 11. Завершение накатки (сбора) карты разницы времени впрыска бензина при работе на бензине и на газе.

Настройщик достаточно быстро осваивает основные приемы изложенные выше. Настройку лучше осваивать на 4 х цилиндровых автомобилях. Мы познакомили Вас только с основными принципами настройки программы. В других разделах сайта можно познакомится с дополнительными возможностями этой программы. Большие преимущества открываются при использовании при настройке информации полученной по каналам EOBD или OBD-II о чем рассказано в других разделах нашего сайта.

Более подробно ознакомиться с возможностями программ и настройкой с их помощью систем впрыска газа Вы можете на обучении, проводимом на нашей фирме.